Соотношение категорий свобода - произвол в современных философских концепциях

Соотношение категорий свобода - произвол в современных философских концепциях

  • By
  • Posted on
  • Category : Без рубрики

Фромм , в условиях современного цивилизованного общества. Философы давно поняли, что в природе личности заключена некая тайна - тайна, связанная с сознанием, памятью и жизнью психики. Утверждение Локка, что личности не просто человеческие животные, в ХХ веке в той или иной форме признавали едва ли не все философы, даже не разделяющие других его взглядов. Проблема свободы воли связана с проблемой причины и действия, а также с проблемами философии религии и моральной философии. В послании Рузвельта упоминаются две позитивных свободы свобода говорить и поклоняться и две негативных свободы свобода от страха и нужды. Так, в социальном или политическом контексте свобода от цензуры означает то же, что свобода говорить и писать то, что считаешь нужным, свобода от преследования за вероисповедание означает то же, что свобода поклоняться, кому считаешь нужным, или не поклоняться вовсе. Поэтому мы не будем учитывать предполагаемое различие между позитивной и негативной свободой. Попытки делить людей на"нужных" и"ненужных" порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол, ведущий к деградации и человека и общества. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны общества или группы людей.

Проблема свободы в истории философии

Человек и свобода - два краеугольных камня философии. Свобода - начало и конец философии Шеллинг. Онтологические основания свободы Свобода - независимость, полнота существования, реализация своего Я.

Диссертация по философии на тему"Феномен страха в античной культуре и . смысла жизни, ее цели, счастья, свободы, добродетели, порока, стыда, .. определенным образом расставляя акценты на соотношении данной.

Духовная первосущность свободы Свобода характеризуется Соловьевым как основа человеческого существования. Это не предмет потребления и не готовый, извне преподнесенный дар, а определенное, постоянно меняющееся отношение — к себе, людям, бытию, оптимальный образ мысли и жизни. Свобода процессуальна по своей сущности. В неорганическом мире ее вообще не существует.

В дочеловеческой живой природе, при наличии относительно высокой организованности форм жизни, возникают начальные предпосылки свободы. Да и в человеческом обществе она складывается далеко не сразу. Мы рождаемся лишь с возможностью свободы. Ее конституирование происходит постепенно и связано с усложнением, совершенствованием структуры бытия, его способности к самосознанию.

Соловьев выделяет три степени уровня этого поступательного движения или, как он полагает, формирования воли: Растениям присуща первая степень воли, животным — первая и вторая, а человеку кроме них и воля как таковая, способность самостоятельно решать в соответствии со своими идеями и принципами. Таким образом, вопрос о свободе или свободной причинности, поскольку воля трактуется тут как особый вид причинно-следственной связи, характерной для разумных живых существ относится только к третьей степени, к выбору между различными желаниями, связанными с интеллектуально-психологической мотивацией.

Свобода воли — это свобода выбора не свобода от желаний, а именно — выбора между ними, предпочтение одних другим. Вместе с тем свобода характеризуется Соловьевым как возможность человека подчинять свою низшую, животную природу высшей, чувственность — разуму. Сами эти желания и хотения, как факты, не свободны

Скачать Часть 4 Библиографическое описание: Понятие свободы в философии Э. .

в частности страхом самой свободы (Э.Фромм), страстями-аффектами Решая проблему соотношения свободы и необходимости, Кант показал даже философия, система которой основывается на понятии свободы.

Заметки о понятии страха в современной философии Заметки о понятии страха в современной философии Э. Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы. Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества.

Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией. Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов. Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие: Это различие связано, главным образом, с изменением самой онтологии чувства, являющегося одним из основных моментов современной философской мысли.

Перестав рассматривать чувство как тип внутреннего толкования, не-рационального и более или менее адекватного внешним событиям, современная мысль пытается, особенно начиная с Хайдеггера, понять чувство как способ бытия человека. И, в частности, как такой способ бытия, благодаря которой человек поддерживает или восстанавливает свою связь с совокупностью всего, что есть, связь, без конца компрометируемую мыслью по крайней мере, мыслью не философской и действием, которые могут достичь своей общей цели лишь путем дробления и деления на части.

Человек может думать лишь о том или о другом, он может делать только то или это. Думать обо всем или делать все сразу — это бессмыслица, однако философия как мысль о бытии в целом выделяется особо. Но в таком случае для философии возникает абсолютная угроза распыления, риск потери бытия во всепоглощающей связи с частным сущим. Как бы то ни было, структура человеческого бытия такова, что в любой момент, неизбежно, оно есть - .

Свобода (философия) это:

Для человека, осознающего себя свободным, свобода является необходимостью, детерминирующей его существование, делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм, поставивший проблему соотношения свободы человеческого существования и несвободы биологического существования. История исследования проблемы свободы это именно проблема, не имеющая однозначного решения можно разбить на ряд этапов, каждый из которых был важным шагом в ее осмыслении.

Но на начальном этапе философия, как это ни покажется странным, отрицает свободу и абсолютизирует природную и социальную необходимость Демокрит. Такое понимание свободы содействовало становлению человека как существа социального и политического.

Государство есть действительность конкретной свободы; но конкретная .. Религия есть отношение к абсолютному в форме чувства, .. каждой из властей к другим, страх каждой из них перед тем, что остальные.

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля.

В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти. Проблемы науки, морали, религии их интересовали преимущественно в связи с этими вопросами и гораздо в меньшей степени. Они отказываются от рационалистического, теоретически развитого знания и обнаруживают стремление вслушаться, проникнуть в меняющиеся исторические переживания человека, личности, существующей здесь и теперь.

Экзистенциализм, будучи попыткой осмысления социальных потрясений, постигших европейскую цивилизацию в первой половине ХХ-го века, обратился к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек. Бытие ими представляется как некоторая непосредственная нерасчлененная целостность субъекта и объекта, человека и мира.

При этом бытие понимается как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами. Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. Экзистенция конечна, то есть она сама есть временность, точкой отсчета которой является смерть. Представление о смерти как непереходимой границе всяких человеческих начинаний занимает у экзистенциалистов почти такое же место, как в религии кстати говоря, различают экзистенциализм религиозный - Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов - и атеистический - Сартр, Камю, Мерло-Понти.

Реферат: Заметки о понятии страха в современной философии

Для человека, осознающего себя свободным, свобода является необходимостью, детерминирующей его существование, делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм, поставивший проблему соотношения свободы человеческого существования и несвободы биологического существования.

Экзистенциальная философия Аббаньяно пытается преодолеть . Проблема свободы разворачивается у Аббаньяно не столько в горизонте как самоотнесенность, как отношение к"я" является в ощущении страха перед ничто.

Понятие свободы Немецкий философ в. Э, Кассирер в работе"Техника современных политических мифов" оценивал данное слово как одно из наиболее туманных и двусмысленных не только в философии, но и в политике. В философии"свобода" обычно противостоит"необходимости", в этике -"ответственности", в политике -"порядку". Да и сама содержательная интерпретация слова"свобода" содержит в себе весьма различные оттенки.

Свобода может отождествляться с полным своеволием, а может оцениваться как сознательное решение, тончайшее мотивирование человеческих поступков. Шопенгауэр считал, что о свободе можно говорить только как о преодолении трудностей. Исчезла помеха, родилась свобода. Она всегда возникает как отрицание чего-то. Определить свободу из самой себя крайне сложно, попросту невозможно. Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю.

Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода - одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей, однако свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжаться собственной судьбой, наступит век хаоса. Ведь в нем сильны инстинкты своеволия, разрушительности и эгоизма.

8 Проблема человека и его свобода в философии

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности. И разумеется, можно забыть о том, чтобы взять с собой бутылку воды или вина. Эти новые правила были введены после того, как осенью года в Лондоне были раскрыты планы взрыва самолетов с использованием жидких взрывчатых веществ.

Подлинная философия и свобода, считал Соловьев, нераздельны, они тянутся Дальнейшее развитие этой трактовки соотношения свободы и философии дано в .. Без страха и насилия, утверждает он, «все прахом пойдет».

Философские проблемы свобода воли Человек всегда задавался вопросом, насколько свободна его свободная воля, существующая в падшем мире, где правит закон причинности. Традиционно вопрос о свободе воли ставился так: Всякое событие настоящего момента обусловлено целой цепью событий прошлого. Всякое действие, которое будет осуществлено в будущем, предопределено тем, что происходит в настоящем. Ни одна философская проблема, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы.

Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое достижение. Свобода — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

Для личности обладание свободой — это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями.

Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена — нации, классы, государства. В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.

философия свобода (Russian)

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно реальна! Узнай как избавиться от страхов, кликни здесь!